В последний раз изменения в "СанПиН об условиях организации обучения" вносились в 2013-м году и до сих пор там нет однозначного определения того, каким требованиям должны соответствовать светодиодные источники света при установке в учебных помещениях.

Полный документ тут:

http://education.simcat.ru/school33/files/1391068930_sanpin_shkola.pdf

 

К тому же нет четких предписаний по поводу обязательной установки светодиодных источников света в общеобразовательных учреждениях и в программе "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", запущенной в 2010-м году. В этом можно убедиться самостоятельно:

https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.minenergo.gov.ru%2Fupload%2Fdocs%2Fee%2Fb612746a17...

 

Оттого светодиодная индустрия тут же начала предлагать любые свои продукты в школы и университеты, в детские сады и интернаты, убеждая и рекламируя экономичность и энергоэффективность на все лады.

 

Многие из руководителей университетов и школ уже успели столкнуться с проблемами замены освещения на светодиодное. Как определить, какие светодиодные светильники разрешены к  установке в образовательных учреждениях, а какие не стоит рассматривать?

 

Начнем вместе мыслить логически и внимательно изучим действующие санитарные правила и нормы, чтобы предугадать изменения, которые будут вноситься в ближайшее время в СанПиН касаемо образовательных учреждений.

Что из текущих светодиодных светильников более всего соответствуют тем требованиям, которые действуют для освещения школ и детских садов на данный момент?

 

Разберем детально каждый пункт соответствующего СанПин.

 

Многие из производителей светодиодного освещения руководствуются для этого первым пунктом:

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

То есть, оформляют общий сертификат ТС, что объединил в себе Сертификат Соответствия и Гигиенический Сертификат. Этим документом и пытаются доказать директорам школ, что продукт соответствует нормам.

 

На самом деле далеко не все светильники подойдут для освещения в классах и аудиториях.

Достаточно внимательно изучить прочие пункты СанПин.

 

К примеру, разберем следующий пункт более подробно:

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, обеспечивают благоприятное распределение яркости светового потока во всем помещении и в рабочей плоскости, что регламентируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе должен быть ниже 40 единиц.

 

1) Спектр цветоизлучения в этом пункте описан весьма нечетко. С чем это связано на данный момент, догадаться несложно - подавляющая часть действующего СанПиНа наследовала текст из более ранней версии, ибо конкретная классификация светового потока у люминесцентных ламп не регламентировалась.

Теперь же, при существовании светодиодных аналогов и разнообразии их цветопередачи стоит принять во внимание, что рекомендуется использовать светодиодные светильники с цветностью света от 2700К до 5000К. Такой диапазон цветовой температуры принято ассоциировать к значениям тепло-белый (2700К-3500К),  естественно-белый (3500К-4500К), белый (4000К-5000К).

 

С чем это связано?

Диапазон 2700-5000К наиболее близок к естественному освещению в дневное время, и естественно, без напряжения, воспринимается человечесикм зрением.

Когда мягкий и уютный тепло-белый (2700К-3500К) более подходит в дошкольных учреждениях, то все остальные оттенки (от 3500К до 5000К) - для эксплуатации в классах школ и аудиториях ВУЗов.

Это напрямую связано с человеческим восприятием - тепло-белый цвет освещения ощущается нами успокаивающим, умиротворяющим, ассоциируется с комфортом и безопасностью, а естественный белый бодрит, увеличивает работоспособность, тонизирует восприятие и мозговую активность.

 

Заметим, что в спектрах светодиодного освещения есть еще одна разновидность - холодный белый (свыше 5000К). Его свечение является максимально ярким и высококонтрастным, но ускоряет утомляемость, и при долгом воздействии угнетающе действует на человека. Потому светильники с цветностью свыше 5000К для образовательных учреждений не рекомендованы.

 

2) Еще одно важное свойство - индекс цветопередачи Ra. Определение индекса не фигурирует в самом СанПиНе (так как косвенно это относится к пункту 7.2.1), но есть установленная градация помещений в соответствии с  характеристиками зрительной работы. О ней упоминается в достаточно старом, но актуальном документе СНиП 23-05-95, на который и ссылается данный СанПиН:

http://www.docload.ru/Basesdoc/1/1898/#i772208

И, основываясь на таблице из этого документа, светильники в помещениях образовательных учреждений должны соответствовать индексу Ra>80.

 

3) Теперь оп показателе дискомфорта Мт. Это критерий оценки дискомфортной блескости, формирующей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения. Показатель дискомфорта (М) описывает степень неудобства или напряженности, возникающей при наличии в прямой видимости точечных источников высокой яркости.

Именно поэтому практически все осветительные приборы в помещениях длительного пребывания людей имеют матовую (или иную рассеивающую) защитную оболочку. В случае с лампами накаливания - это матовые плафоны, в случае с люминесцентными лампами - белые трубки (колбы) самих ламп.

 

Таким образом, чтобы указанный показатель соответствовал требованиям, все светодиодные источники света в помещениях образовательных учреждений следует также скрывать за матовым (молочным/опаловым) рассеивателем, ибо точечная яркость светодиодов нивелируется другими типами рассеивателей (призма, микропризма, колотый лед и прочее) не настолько успешно.

 

4) Отчасти к показателю дискомфорта относится и коэффициент пульсации. Он описывает относительную глубину пульсации освещенности (в %) в заданной точке помещения при питании источников света от сети переменного тока. Высокая пульсация освещенности приводит к повышенной травмоопасности в работе с движущимися и, в особенности, с вращающимися объектами (к примеру, станками или вентиляционными пропеллерами), а также к зрительному утомлению. В российских нормах для подавляющего большинства типов зрительных работ установлено значение Кп не более 20.

 

Если говорить о светодиодных источниках света, то все они работают от постоянного напряжения, и коэффициент пульсации светодиодных светильников напрямую связан с тем, насколько качественно блок питания светильника (он же - драйвер) выпрямляет ток. Как правило, коэффициент пульсации качественных светодиодных светильников <5%. Потому данным критерием можно пренебречь на практике, при подборе светильников в образовательные учреждения.

 

Итак, подытожим.

 

Согласно актуальным нормативным документам, в дошкольных, общеобразовательных и высших учебных учреждениях рекомендуется использовать светодиодные светильники, которые, помимо необходимых и достаточных показателей общего светопотока, мощности, степени защиты и габаритов, соответствуют следующим параметрам:

 

1) Цветность света: 2700К-3500К - для дошкольных учреждений, 3500-5000К - для общеобразовательных и высших учебных заведений.

2) Тип рассеивателя: опаловый, матовый или молочно-белый

3) Индекс цветопередачи Ra > 80

4) Коэффициент пульсации < 5%

 

В ряде случаев при подборе светильника также возникает вопрос о материале рассеивателя. В нормативной документации не присутствует никаких указаний по этому поводу поэтому выбор материала рассеивателя выбирается на усмотрение учебного учреждения.

 

Различные материалы обладают различной светопропускаемостью и износостойкостью, но в большинстве случаев, когда вопрос упирается в стоимость изделия, выбор падает на более дешевые материалы, такие как светотехнический полистирол или полиакрил (ПММА). В случаях же, когда необходима прочность рассеивателя к механическим повреждениям - применим более дорогой поликарбонат.

 

Координатор проекта,

Живорыкин А.Н.